Верховный суд РФ: банки не вправе взимать специальные комиссии за сомнительные операции

Общество перевело физическому лицу денежные средства на сумму свыше 600 000 рублей через Банк.

Банк ввел «заградительные» тарифы согласно которым при проведении безналичных операций со счета клиента в пользу физических лиц — клиентов другого банка при общей сумме переводов в день свыше 600 000 руб. или на сумму менее 600 000 руб. при дроблении сумм денежных средств, перечисляемых клиентом одному или нескольким контрагентам по одному основанию в течение 5 рабочих дней, при условии, что результат сложения перечисленных денежных средств превышает сумму 600 000 руб., осуществляется взимание комиссии в размере 9% от суммы перевода.

Комиссия за перевод для Общества составила 171 854 руб. 51 коп.

Сочтя данную комиссию неосновательным обогащением, Общество обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с кондикционным иском.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.05.2021, в удовлетворении иска отказано.

Судебная коллегия по экономическим спорами Верховного суда РФ не согласилась с принятыми нижестоящими судами судебными актами, отменил их и направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд первой инстанции.

Коллегия отметила следующее.

  1. Целью Закона N 115-ФЗ, согласно его статье 1, является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
  2. Согласно пункту 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
  3. Судами не установлено, какие имелись обстоятельства, дающие основания полагать, что операции носят сомнительный характер и осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.Право на взимание в данном случае Банком повышенного размера комиссии за перечисление физическим лицам в безналичном порядке денежных средств от юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, на сумму свыше 600 000 руб. вследствие признания им такого перечисления сомнительной сделкой ни пункт 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ, ни другие его нормы не предусматривают.
  4. Взимание (удержание) Банком специального (повышенного) размера комиссионного вознаграждения по сравнению с действующими тарифами за иные аналогичные по виду операции фактически является платой за проведение обладающей признаками сомнительности операции, получение которой не соответствует целям правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Закон N 115-ФЗ не содержит норм, позволяющих кредитным организациям в качестве мер противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, устанавливать специальное комиссионное вознаграждение.
  5. Аналогичная позиция выражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019.

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2021 N 304-ЭС21-14940 по делу N А45-20530/2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *